Неиспользованные возможности в лечении артериальной гипертензии

28.07.2015

BilchenkoНесмотря на признание Комитетом экспертов ВОЗ более 10 лет назад того факта, что «артериальная гипертензия является основной причиной смерти в мире», и огромного интереса к этой проблеме со стороны медицинской общественности и производителей фармацевтических препаратов, нам не удалось достичь больших успехов в контроле артериальной гипертензии (АГ) за последние годы.

Об отсутствии значительного прогресса в контроле АГ в Украине свидетельствует тот факт, что за последние годы не удалось существенно уменьшить количество церебральных инсультов, которое, с точки зрения экспертов Европейского общества кардиологов, является суррогатным маркером контроля АГ в популяции.
Очевидно также, что проблема лечения АГ не связана с высокими технологиями, а определяется рутинной клинической практикой. Прежде всего речь идет о корректной диагностике указанного заболевания и повышении приверженности больных к приему антигипертензивных препаратов.
Несмотря на прогресс в диагностике АГ, в большинстве случаев диагностические решения принимаются так же, как и в конце XIX века. При всей кажущейся простоте, диагностика АГ до настоящего времени претерпевает процесс усовершенствования. Только в последнее время были даны основанные на доказательствах рекомендации в отношении того, где и как корректнее измерять артериальное давление (АД). В настоящее время предложены три варианта: измерение АД в медицинских учреждениях (офисное АД), измерение АД в домашних условиях (домашнее мониторирование АД) и измерение АД в течение суток с помощью специальных устройств (амбулаторное мониторирование АД). Какой из этих методов предпочтителен с точки зрения прогностического значения уровня АД и принятия решения о терапии?
До настоящего времени многие врачи во всем мире уделяют большее внимание офисному измерению АД для принятия решения о терапии, хотя домашнее мониторирование АД имеет большее прогностическое значение и позволяет во многих случаях избежать неоправданного назначения медикаментозной терапии в случае гипертензии белого халата.
Наиболее высокая частота выявления гипертензии белого халата отмечается у пожилых больных, беременных, пациентов с сахарным диабетом, у которых она достигает 25%, и домашнее самоизмерение АД имеют при этом наибольшее значение.
Домашнее измерение АД больными получает все большее распространение не только по этой причине, но прежде всего вследствие простоты и доступности. Тем не менее оно требует обучения пациента или тех, кто измеряет АД больному в домашних условиях. Ошибочно полагать, что офисное измерение АД лишено ошибок и погрешностей, основными из которых являются: игнорирование подготовки пациента к измерению АД, использование неверифицированного и некалиброванного оборудования, использование манжеты несоответствующего размера, округление значения АД до ближайшей цифры, кратной 5 или 10 мм, и, наконец, самая частая причина ошибок – общение врача или медсестры при измерении АД с больным.
Следует также учитывать разницу в референтных значениях АД при различных видах измерений, полученную по данным исследования PAMELLA (табл. 1).

Таб1Без имени-1

 

 

 

 

 

При домашнем измерении значения АД существенно ниже, чем при офисном. В том случае, когда врач при домашнем измерении ориентируется на референтное значение 140/90 мм рт. ст. (как при офисном), это приводит к тому, что у больных не диагностируется АГ, но делается ложный вывод о наличии гипертензии белого халата.
При наличии у пациента истинной гипертензии белого халата, то есть нормального АД по данным как домашнего измерения, так и амбулаторного мониторирования, в случае повышения АД при офисном измерении дополнительный сердечно-сосудистый риск увеличивается незначительно по сравнению с лицами без АГ. Однако у больных с частичной гипертензией белого халата, то есть при нормальном уровне АД по данным одного из двух вариантов измерения внеофисного АД (домашнего либо амбулаторного мониторирования), сердечно-сосудистый риск незначительно отличается от риска у больных АГ, повышаясь в 2,76 раза по сравнению с лицами, имеющими нормальное АД.
Очевидным преимуществом амбулаторного мониторирования АД является также возможность выявления замаскированной АГ, которая современными рекомендациями определяется как наличие у больного с нормальным или высоким нормальным АД при измерении в клинике внеофисного АД в дневное время ≥135/85 мм рт. ст. или ночного АД ≥120/70 мм рт. ст., или 24-часового среднего АД ≥130/80 мм рт. ст.
По результатам популяционного исследования IDACO, основанного на анализе баз данных 11 стран (n=9691), из общего числа пациентов, в отношении которых проводилось амбулаторное мониторирование, замаскированная АГ выявлялась у 18% больных, не получавших антигипертензивную терапию, и значительно чаще – у нормотензивных пациентов с сахарным диабетом (около 30%), причем риск кардиоваскулярных событий в течение 11 лет наблюдения у них был такой же, как у больных АГ 1 степени.
В этом же исследовании была выявлена еще более важная проблема: у пациентов с АГ, получавших терапию антигипертензивными препаратами, частота выявления замаскированной АГ достигала 30% у больных без сопутствующего сахарного диабета и 42% при сопутствующем сахарном диабете. Фактически это означает, что, по данным офисного измерения АД, у трети пациентов без сахарного диабета и почти у половины больных с сопутствующим сахарным диабетом достигнут целевой уровень АД, при этом у пациента остается высокий риск кардиоваскулярных катастроф.
Кроме того, согласно результатам большинства исследований диагностическая чувствительность и прогностическое значение при домашнем измерении АД выше по сравнению с офисным.
Так, по данным исследования, в котором у 1789 лиц из общей популяции сравнивалось прогностическое значение двукратного скринингового офисного измерения АД с домашними измерениями в течение 4 недель, при наблюдении в течение 6,6 года прогностическим значением в отношении риска сердечно-сосудистой смертности обладало только систолическое АД (САД) при домашнем измерении. Увеличение САД при домашнем измерении на 1 мм рт. ст. повышало риск сердечно-сосудистой смертности на 2,1%.
С другой стороны, исследование PAMELLA, проведенное с участием 2048 жителей г. Монца (Италия), при наблюдении в течение 16 лет не позволило выявить достоверных различий офисного и внеофисного измерения АД в отношении риска сердечно-сосудистых событий и смертности.
Во всех популяционных исследованиях было показано прогностическое преимущество внеофисного измерения АД в отношении риска развития повреждения органов-мишеней и немых лакунарных повреждений мозга (табл. 2).

Таб2Без имени-1

 

 

 

 

 

 

Преимущества амбулаторного мониторирования очевидны и в диагностике циркадных колебаний АД.
Хорошо известно, что большинство кардиоваскулярных катастроф происходят в утренние часы, в период от 5 до 11 часов, в связи с чем существует предположение, что это может быть связано с утренним подъемом АД после просыпания.
В исследовании PAMELLA была предпринята попытка проверить эту гипотезу. У 2051 пациента в течение 16-летнего периода наблюдения по данным амбулаторного мониторирования определялось прогностическое значение среднего уровня АД на протяжении 2 часов до просыпания и в течение 2 часов после него. Среднее АД после просыпания коррелировало со среднесуточной вариабельностью АД, в том числе с разницей ночного и дневного АД, и обладало слабым достоверным прогностическим значением в отношении кардиоваскулярной и общей смертности. Также среднее значение АД после просыпания коррелировало с развитием гипертрофии миокарда левого желудочка. Среднее АД в течение 2 часов до просыпания не было связано с вариабельностью АД и не обладало прогностическим значением. В целом, по данным исследования PAMELLA, утреннее АД в момент просыпания не дало той прогностической информации, которая позволила бы использовать его для принятия терапевтических решений.
Другой вопрос заключается в том, на какой из методов измерения ориентироваться при принятии терапевтических решений. Сравнение офисного и домашнего измерения в специально спланированном исследовании THOP показало, что при ориентации на домашнее измерение больные принимали в начале лечения меньшее количество препаратов, что позволило избежать излишней терапии и существенно уменьшить затраты, однако через год контроль АД был хуже у тех пациентов, решения у которых принимались на основе домашнего измерения. Кроме того, среди тех больных, у которых решения принимались на основе домашнего измерения АД, значительно большее число пациентов прекратили терапию (25,6 vs 11,3%; р<0,001).
В другом исследовании TASMIN-SR, оценивающем АД на основании домашнего измерения, контроль САД был лучше в группе пациентов, корректировавших терапию самостоятельно на основе домашнего измерения АД.
По-видимому, самостоятельное принятие решений о коррекции лечения самим больным повышает его приверженность к терапии. Эти исследования еще раз подчеркнули важность приверженности больных к лечению, поскольку если пациент не принимает антигипертензивные препараты, то не стоит ожидать результата от такой терапии.
Среди европейских стран наибольшие успехи в контроле АГ достигнуты во Франции. В 2015 г. кардиологами в этой стране поставлена задача достигнуть контроля АГ у 50% больных. По данным скрининговых исследований, в Украине на сегодняшний день АГ контролируется примерно у 15% пациентов.
Сложно или невозможно повлиять на ряд факторов, которые снижают приверженность больных к терапии, таких как проживание в сельской местности, низкий уровень образования и доходов, короткий период от момента постановки диагноза АГ или относительно молодой возраст больных (от 35 до 60 лет).
Однако приверженность пациентов с АГ к терапии во многом зависит и от врача. Помимо вовлечения больного в процесс контроля АД и самокоррекции терапии, создание мотивации к приему антигипертензивных препаратов, назначаемая терапия также влияют на то, принимает пациент антигипертензивные препараты или нет.
Хорошо известно, что увеличение количества лекарственных средств и кратности приема антигипертензивных препаратов ухудшает приверженность к терапии. Именно поэтому национальные и европейские рекомендации подчеркивают, что «необходимо отдавать предпочтение лекарственным средствам, антигипертензивный эффект которых длится более 24 часов при приеме 1 раз в сутки».
В связи с этим вызывает удивление, что в Украине до настоящего времени неоправданно широко используются такие препараты, как каптоприл, эналаприл и их фиксированные комбинации с диуретиками, требующие дву- и трехкратного применения в течение суток, поскольку они имеют короткий период полувыведения, не обеспечивающий достаточного антигипертензивного эффекта на протяжении суток. А использование препаратов с дву- и трехкратным приемом в течение суток значительно ухудшает приверженность больных к лечению.
Кроме того, наблюдаются значительные различия в приверженности пациентов к приему антигипертензивных препаратов различных классов. Метаанализ 17 исследований с участием 935 920 больных, которым для контроля АГ назначались диуретики, β-блокаторы, антагонисты кальция, ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (ИАПФ) или сартаны (БРА II), показал, что приверженность к терапии варьировала от 28% при использовании β-блокаторов до 65% при применении сартанов (БРА II). Использование сартанов (БРА II) обеспечивало максимальную приверженность пациентов к терапии, превосходившую таковую к приему ИАПФ на 33%, антагонистов кальция – на 57% и в 2 раза приверженность к приему диуретиков и β-блокаторов.
Еще большая разница по сравнению с рандомизированными исследованиями в приверженности к антигипертензивной терапии различными классами препаратов наблюдается в реальной клинической практике.
Проведенное в Италии специально спланированное популяционное исследование у больных АГ, которым была впервые назначена антигипертензивная терапия, показало, что при использовании диуретиков на 83% повышается вероятность отмены или смены препарата при сравнении с ИАПФ, на 64% – при использовании β-блокаторов и на 8% – антагонистов кальция (рис. 1).

Print Рис. 1. Относительный риск отмены или смены препарата при назначении различных классов антигипертензивных средств (при сравнении с ИАПФ)

 

Наименьшую вероятность отмены или смены препарата демонстрировали сартаны (БРА II) – на 8% меньше по сравнению с ИАПФ.
Аналогичные результаты были получены при оценке приверженности к терапии в течение 12 месяцев от момента назначения антигипертензивных препаратов с помощью регистров больных АГ (суммарно более 350 тыс. пациентов). Самая низкая приверженность наблюдалась в том случае, если в качестве стартовой терапии больным АГ назначались диуретики: только 10% пациентов демонстрировали среднюю приверженность к лечению, у остальных она была либо плохой (15% больных), либо очень плохой (75% пациентов) (рис. 2).

Print Рис. 2. Приверженность к терапии больных АГ (данные реестров через 12 месяцев от назначения препаратов)

Также при назначении β-блокаторов плохая приверженность терапии отмечалась у большинства больных (60%), и только четвертая часть пациентов (25%) показали хорошую или очень хорошую приверженность к терапии. Гораздо лучше больные принимали антагонисты кальция. Три четверти пациентов (75%) демонстрировали хорошую или очень хорошую приверженность терапии и только у 25% больных были незначительные проблемы. При применении ИАПФ 10% пациентов имели плохую приверженность к терапии, связанную с побочными эффектами, в основном с появлением кашля. В том случае, когда в качестве стартовой терапии использовались сартаны (БРА II), очень хорошую приверженность к приему препаратов демонстрировали 90% больных, хорошую – 10%.
В целом все исследования (рандомизированные, когортные и популяционные) давали одинаковый результат: наименьшая приверженность к терапии пациентов с АГ имела место в том случае, если в качестве стартовой терапии назначаются диуретики или β-блокаторы. Наиболее высокая вероятность того, что больной будет длительно принимать антигипертензивные препараты, наблюдается в том случае, если назначаются сартаны (БРА II).
Европейские эксперты рекомендуют начинать терапию пациента с АГ и высоким сердечно-сосудистым риском при АД выше 140/90 мм рт. ст. с комбинации двух антигипертензивных препаратов, одним из которых должен быть блокатор ренин-ангиотензиновой системы, а вторым – либо диуретик, либо антагонист кальция (табл. 3).

Таб3Без имени-1

 

 

 

 

 

 

 

При сравнении приоритетных комбинаций антигипертензивных препаратов наибольшая приверженность больных к терапии будет в том случае, если используется комбинация сартана (БРА II) с антагонистом кальция, а наименьшая – при назначении комбинации ИАПФ с диуретиком.
Учитывая тот факт, что контроль АГ стал одним из наиболее эффективных инструментов (вклад которого составил 20%) в снижении сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности в индустриально развитых странах в период с 1980 по 2000 г., мы имеем большой неиспользованный потенциал в контроле АГ в Украине. Прежде всего, речь идет о корректной диагностике и выявлении АГ. Второй, не менее важной задачей является увеличение количества больных, которые постоянно принимают антигипертензивные препараты и контролируют уровень АД. И то, и другое не требует внедрения дорогостоящих высоких технологий, а во многом определяется нашими подходами в повседневной клинической практике.

Список литературы находится в редакции.

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ Кардіологія

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Застосування препаратів кальцію і кальцифікація судин: чи є зв’язок?

Як відомо, кальцій бере участь у низці життєво важливих функцій. Хоча більшість досліджень добавок кальцію фокусувалися переважно на стані кісткової тканини та профілактиці остеопорозу, сприятливий вплив цього мінералу є значно ширшим і включає протидію артеріальній гіпертензії (передусім у осіб молодого віку, вагітних та потомства матерів, які приймали достатню кількість кальцію під час вагітності), профілактику колоректальних аденом, зниження вмісту холестерину тощо (Cormick G., Belizan J.M., 2019)....

23.04.2024 Кардіологія Неврологія Терапія та сімейна медицина Особливості ведення пацієнтів із торакалгією

Торакалгія – симптом, пов’язаний із захворюваннями хребта. Проте біль у грудній клітці може зустрічатися за багатьох інших захворювань, тому лікарям загальної практики важливо проводити ретельну диференційну діагностику цього патологічного стану та своєчасно визначати, в яких випадках торакалгії необхідна консультація невролога. В березні відбувся семінар «Академія сімейного лікаря. Біль у грудній клітці. Алгоритм дій сімейного лікаря та перенаправлення до профільного спеціаліста». Слово мала завідувачка кафедри неврології Харківського національного медичного університету, доктор медичних наук, професор Олена Леонідівна Товажнянська з доповіддю «Торакалгія. Коли потрібен невролог»....

23.04.2024 Кардіологія Вплив АСК на серцево-судинний ризик в осіб із підвищеним рівнем ліпопротеїну (а)

Рівень ліпопротеїну (a) >50 мг/дл спостерігається в ≈20-25% населення і пов’язаний із підвищеним ризиком серцево-судинних захворювань (ССЗ) [1]. Ліпопротеїн (a) задіяний в атерогенезі та судинному запаленні, а також може відігравати певну роль у тромбозі через антифібринолітичну дію і взаємодію із тромбоцитами [2, 3]. Дієта та фізична активність не впливають на рівень ліпопротеїну (a); специфічної терапії для його зниження також не існує. Підвищений ризик ССЗ, пов’язаний з ліпопротеїном (а), залишається навіть у пацієнтів, які приймають статини [4]. Саме тому існує критична потреба в терапії для зниження цього ризику, особливо в первинній профілактиці. ...

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Протизапальний ефект фебуксостату при безсимптомній гіперурикемії: новий аналіз дослідження PRIZE

Запалення відіграє важливу роль у розвитку багатьох хронічних захворювань, зокрема атеросклерозу. Нещодавно було встановлено, що гіперурикемія спричиняє запалення ендотеліальних клітин судин, ендотеліальну дисфункцію та, зрештою, атеросклероз. Експериментальна робота Mizuno та співавт. (2019), у якій було продемонстровано здатність фебуксостату пригнічувати запальні цитокіни, привернула увагу дослідників до протизапальних ефектів уратзнижувальних препаратів. Кількість лейкоцитів – ​надійний маркер запалення, пов’язаний із різними кардіоваскулярними захворюваннями, як-от ішемічна хвороба серця; у багатьох попередніх дослідженнях його використовували для оцінки протизапального ефекту терапевтичного втручання. Мета нового аналізу дослідження PRIZE – ​вивчити вплив фебуксостату на кількість лейкоцитів у пацієнтів із безсимптомною гіперурикемією....