Григорий Тимен: «Когда ребенок говорит спасибо, это несравнимо с благодарностью взрослого человека»

27.03.2015

Мне на удивление повезло: в коридоре отдела ЛОР-патологии детского возраста Института отоларингологии им. А.И. Коломийченко АМН Украины – только несколько мам с детьми, ожидающих консультации, вот, собственно, и все посетители. Обычно у кабинета руководителя отдела, члена-корреспондента АМН Украины, заслуженного деятеля науки и техники Украины, доктора медицинских наук, профессора Григория Элиазаровича Тимена собирается много людей. День, назначенный мне для встречи, оказался неоперационным, и, осмотрев последнего пациента, профессор приглашает меня в кабинет. 

Мы встречались с заведующим отделом ЛОР-патологии детского возраста, профессором Г.Э. Тименом в июле 2003 года, после проведенной впервые в Украине кохлеарной имплантации ребенку по поводу глухоты. Девочка 8,5 лет хорошо перенесла операцию и к нашему приезду уже готовилась к обучению. Врачи и сурдопедагоги считают, что наибольший эффект после такой операции можно ожидать у детей до пяти лет, поэтому мой первый вопрос Григорию Элиазаровичу: «Какова судьба Тани?» 

– Сегодня успех операции мы оцениваем как удовлетворительный, девочка успешно занимается с сурдопедагогом. Безусловно, мы надеемся, что наша пациентка будет говорить достаточно хорошо, но возраст, в котором ей была произведена кохлеарная имплантация, пока несколько ограничивает ее возможности. За минувший год в нашем отделе произведено 16 кохлеарных имплантаций, в декабре мы поставили даже своеобразный рекорд, выполнив за два дня 9 операций. В них участвовала бригада хирургов – кандидаты медицинских наук Б.Н. Миронюк, Д.Д. Заболотная, профессор из Словакии И. Профант и ваш покорный слуга. Всех прооперированных детей обучают сурдопедагоги, и я надеюсь, что мы получим такие же положительные результаты, что и у прооперированного более полугода назад мальчика, которому было 2 года 4 месяца, сегодня он уже владеет определенным набором слов. Мы ждем, что он скоро приедет и будет рассказывать нам стихи. Без такой операции ребенок был обречен на немоту.

– Григорий Элиазарович, первая кохлеарная имплантация проведена благодаря спонсорской поддержке. Что-то изменилось за это время?

– Да, мы очень благодарны правительству Украины, Академии медицинских наук, Министерству здравоохранения, которые смогли, наконец, выделить средства для государственной закупки имплантатов. Это очень дорогостоящие аппараты, до начала государственного финансирования проводились лишь единичные операции, в основном, за счет спонсоров.
Для профессора Г.Э. Тимена Институт отоларингологии им. А.И. Коломийченко АМН Украины, куда он ежедневно спешит на работу, давно стал родным. Основал его в 1960 году выдающийся врач и ученый, профессор, член-корреспондент НАН Украины Алексей Исидорович Коломийченко. «К великому счастью, это – мой учитель и в работе и по жизни», – уточняет Г.Э. Тимен.

– Если говорить об Алексее Исидоровиче Коломийченко как о человеке – это многогранная глыба, как о враче – это потрясающая человечность и энциклопедические знания. Я помню его, как человека неиссякаемой энергии и больших организаторских способностей. Это был прекрасный хирург: в технике выполнения операции он был искусен, а по смелости ему не было равных. Хирургические способности А.И. Коломийченко были безграничными – он умел делать все. Благодаря ему слухулучшающая помощь получила развитие по всем направлениям не только в Украине, но и за ее пределами. 
Он был очень требователен по отношению к себе и своим сотрудникам, которым не уставал повторять: «Вы должны работать 20 часов в сутки, но при этом не забывать о семье, успевать читать, посещать театры, ходить в кино, заниматься спортом». Его побаивались, но уважали за талант и справедливость. А.И. Коломийченко мне запомнился, как человек суровой внешности, но физически выносливый и высокоинтеллектуальный. В последние годы жизни он по-прежнему занимался хирургией, очерчивал перспективы развития отоларингологии, что мы, его ученики, ощущаем и по сей день. 
Наш институт носит имя своего основателя, что, на мой взгляд, не просто заслуженно и оправданно. Его имя – своего рода символ, способствующий развитию Института и воспитанию прекрасных ученых и врачей. 

С первых дней работы Института под руководством А.И. Коломийченко велась серьезная научная работа, которая охватывала все актуальные вопросы отоларингологии. За разработанную совместно с отоларингологами России и Грузии операцию при отосклерозе в 1964 году ему была присуждена Ленинская премия. Эти операции проводятся вот уже свыше 40 лет. Много внимания уделял А.И. Коломийченко разработке тонзиллярной проблемы, лечению заболеваний полости носа и околоносовых пазух, ЛОР-онкологии. Научные направления, заложенные им, продолжают успешно развиваться под руководством директора Института, члена-корреспондента АМН Украины, доктора медицинских наук, профессора Д.И. Заболотного. 

– Операции кохлеарной имплантации у взрослых в нашем институте начали выполнять с 90-х годов в отделе тимпанопластики. Одновременно под руководством профессора Д.И. Заболотного в нашем отделе работали над созданием отечественного кохлеарного имплантата, образец которого был апробирован нами у двух-трех больных. К сожалению, работа над отечественным образцом из-за финансовых трудностей не была доведена до конца, и сегодня мы вынуждены использовать разработки зарубежных специалистов. 
Мне, наверное, стоит более подробно рассказать об исследованиях, которые велись и ведутся в руководимом мною отделе? Много внимания было отдано изучению лазерного излучения, моя докторская диссертация так и называлась «Экспериментальное обоснование и клиническое использование лазерного излучения в отоларингологии». Со временем было создано целое научное направление. Со дня создания отдела, с чернобыльского 1986 года, разрабатываются вопросы диагностики, лечения и реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой, венцом чего стала кохлеарная имплантация; изучается тонзиллярная проблема, совершенствуются хирургические вмешательства при воспалительных, в том числе гнойных заболеваниях органа слуха у детей, секреторных отитах, аномалиях наружного и среднего уха, новообразованиях, а также техника эндоскопических операций на ЛОР-органах. 
Мы не оставляем без внимания заболевания верхних дыхательных путей, в частности воспаления полости носа и околоносовых пазух, работаем над совершенствованием и внедрением так называемых неинвазивных методов лечения гайморита. Не секрет, что и сегодня при развитии у ребенка экссудативного процесса во многих даже высококвалифицированных учреждениях лечение начинают с пункции гайморовой пазухи. Мы разработали комплексное лечение и доказали, что при адекватном назначении лекарственных средств и физиотерапевтических процедур можно получать такие же эффективные результаты, как и при применении инвазивных методов, причем часто – за более краткий срок. 
Основным направлением работы отдела остается слуховспоможение, которое охватывает все заболевания уха. Пользуясь случаем, я хочу обратиться к читателям газеты с информацией о том, что в настоящее время все дети Украины с заболеваниями уха имеют возможность обратиться в поликлинику отдела ЛОР-патологии детского возраста без направления, потому что, к сожалению, мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда это направление получить сложнее, чем приехать в институт. Особенно это касается детей с острой и тяжелой ЛОР-патологией различного генеза, с опухолевыми заболеваниями, когда оказание помощи должно быть квалифицированным и своевременным. 
Огромную работу проводит отдел по слухопротезированию – реабилитации тугоухих детей с помощью слуховых аппаратов – в тех случаях, когда ни консервативные, ни хирургические методы лечения улучшить слух не могут. Чаще всего это происходит при сенсоневральном поражении органа слуха. Иногда протезирование необходимо при смешанной тугоухости с одновременным поражением звукопроведения и слухового нерва, что также является предметом нашего изучения.
Мы выполняем пластические операции при различных аномалиях и деформациях ЛОР-органов, в том числе и по воссозданию ушной раковины в случае ее отсутствия. К сожалению, еще никому в мире, в том числе и нам, не удавалось достичь полного соответствия с рельефом нормальной ушной раковины. Надеюсь, это дело времени. 
Естественно, что проделанная и ведущаяся работа была бы невозможной без коллектива отдела, где трудятся замечательные врачи и ученые. Это – главный научный сотрудник, доктор медицинских наук В.Н. Писанко, кандидаты медицинских наук П.В. Винничук, Л.И. Кобзарук, И.В. Кузик, К.А. Хоцяновский, А.Н. Голод, Е.Г. Чащевая, Б.Н. Миронюк; заслуженный врач Украины И.Ф. Сребняк; анестезиологи Е.Т. Свистун, Е.Л. Осадчук; врачи И.Н. Возняковская, И.И. Смольяникова, Т.В. Кириллова, Л.А. Кудь, С.П. Чубко; сурдопедагоги С.Н. Соколовская, Е.И. Чернышова, В.О. Острикова, Е.К. Иваницкая, И.А. Тименко, сестры, нянечки, лаборанты. Всем им я обязан и искренне благодарен.

– Григорий Элиазарович, отделом проведена огромная работа, разрабатываются новые методы консервативного и оперативного лечения. А свои первые шаги здесь вы помните?

– Конечно. После окончания с отличием лечебного факультета Киевского мединститута меня направили в Обуховский район. Там я работал на скорой помощи, а все свободное время отдавал общей хирургии. Мне предложили работу в детском отделении Института, которое возглавляла мой второй учитель, профессор Елена Андреевна Евдощенко. Под ее руководством я защитил кандидатскую диссертацию и признателен ей в той же степени, что и А.И. Коломийченко. Она прекрасно оперировала: очень красиво и анатомично. Когда в 1986 году возникла идея вновь создать детский отдел, заняться этой работой предложили мне. 

Посвящать себя медицине или нет – Г.Э. Тимен сомневался. Большую роль в его выборе сыграли родители, брат и сестра, посвятившие себя этой науке. 
– От решения поступать в медицинский институт меня останавливала боязнь «анатомички». Но поступив, я уже через месяц освоился и на экзамене по анатомии даже получил «отлично с отличием» (оценка «пять с плюсом» – Авт.). Мне было не только очень интересно учиться. К собственному удивлению, я почувствовал истинную тягу к будущей профессии. Думаю, что в этом значительную роль сыграл мой душевный склад. Возможно, это и профессиональный недостаток, но я очень сочувствую людям, искренне переживаю их боль. И если я точно знаю, что именно нужно сделать для того, чтобы ее облегчить, поверьте, большего счастья для меня не существует. 

– Работа с детьми, насколько интересна, настолько и ответственна?

– Я бы выразился иначе: работа с детьми – самая тяжелая и самая приятная. Проработав 25 лет со взрослыми пациентами, я могу сравнивать. И проблема не в том, что у детей миниатюрные ЛОР-органы, современная микроскопическая техника позволяет нивелировать разницу в размерах. Дело в том, что у детей заболевания порой протекают более агрессивно, чем у взрослых. Недостаток иммунитета у детей нередко приводит не только к плохому заживлению, но и к непредвиденным осложнениям в ряде случаев, это врачу необходимо знать и предвидеть. 
Однако, несмотря на эти трудности, с детьми, безусловно, работать очень приятно. Они искренни, любопытны, совершенно открыты. Что может быть лучше их смеха и блеска глаз! Они способны создавать вокруг себя душевную атмосферу, вызывать положительные эмоции. А когда ребенок говорит тебе спасибо за то, что ты его вылечил, это несравнимо с благодарностью взрослого человека!

– Расскажите, пожалуйста, о наиболее запомнившемся случае?

– В моей практике был случай, вспоминая о котором, я всегда очень волнуюсь. В отделение поступила девочка без сознания в возрасте 2 года и 3 месяца с папилломатозом гортани. Мы срочно выполнили ей трахеостомию, расчистили гортань от папиллом, но поскольку в сознание она не приходила, ее перевели в реанимацию к профессору А.И. Трещинскому. В реанимации она находилась месяц, потом снова поступила к нам с диагнозом декортикация, децеребрация. Девочка была деканулирована. Хотя рефлексы у ребенка продолжали отсутствовать, общее состояние постепенно стабилизировалось. Через некоторое время девочку выписали. Дома родители окружили ее любовью и заботой, а через два месяца вновь привезли задыхающуюся к нам. Помню, меня вызвали ночью, я сделал операцию. Девочка опять пробыла в клинике месяц, получила необходимое лечение. При выписке мама пришла ко мне и сказала: «Вы не поверите, но у малышки появились рефлексы». Честно говоря, в тот момент я этого не увидел и попросил родителей приезжать на обследование каждый месяц, если состояние ребенка будет стабильным, девочка не будет задыхаться, то приезжать необязательно, достаточно звонка, чтобы я знал, как она себя чувствует. Прошло какое-то время, рефлексы у ребенка действительно появились. Когда ее привезли через полгода на обследование, она говорила какие-то слова. Мы снова назначили ей необходимое лечение и с удивлением наблюдали, как практически безнадежный ребенок постепенно возвращался к жизни. Потом она появилась у нас перед школой, немного тянула правую ногу. Я ее спросил: «Кем ты хочешь стать?» «Тименом», – ответила она. 

– На ваш взгляд, какие качества должны быть присущи врачу?

– Во-первых, для того чтобы работать в медицине, нужно любить людей и сопереживать им независимо от того, кто твой пациент – близкий или незнакомый человек, товарищ или недруг, идеологический партнер или противник, представитель одной с тобой расы или нет. Согласно клятве Гиппократа ты обязан помочь человеку, используя свои знания и опыт, которые приобрел в институте и работая врачом. Настоящий врач никогда не прекращает учебу, в противном случае он будет лишь ремесленником и никогда не сможет соответствовать современным требованиям, владеть знаниями, которые из года в год претерпевают изменения и совершенствуются. И еще одно, может быть, главное – не только учиться, но и учить. Как говорил А.И. Коломийченко: «Ученый или врач без учеников – жалкое явление».

– Григорий Элиазарович, признайтесь, 20 часов в сутки – работа, в остальное время – кино, театры, книги, именно так и происходит в вашей жизни?

– Нет. Моя жизнь, как и у большинства моих коллег, – это ненормированная, каждодневная работа без суббот и воскресений. В моем отделе работают молодые специалисты, доктора и кандидаты медицинских наук, соискатели. Многие из них трудятся в регионах Украины, некоторые – в ближнем и дальнем зарубежьи, но я надеюсь, это временное явление. Все они – мои воспитанники, которыми я, безусловно, горжусь. Могу с уверенностью сказать, что работают они со знанием дела, с азартом и полной отдачей. И учатся, как и подобает настоящим врачам, вставшим на стезю служения медицине.

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ

26.04.2024 Психіатрія Лікування пацієнтів із негативними симптомами шизофренії: персоніфіковані підходи

Негативні симптоми (порушення мотивації, соціальна замкнутість, порушення емоційної сфери тощо) є основною особливістю шизофренії – ​хронічного психічного розладу, поширеність якого у світі становить близько 1%. Зазначені симптоми суттєво погіршують якість життя та знижують працездатність таких пацієнтів. Вкрай важливим є своєчасне діагностування шизофренії та її ефективне лікування, основні аспекти якого висвітлила у своїй доповіді завідувачка відділу пограничної психіатрії ДУ «Інститут неврології, психіатрії та наркології НАМН України», д.мед.н., професорка Наталія Олександрівна Марута....

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Застосування препаратів кальцію і кальцифікація судин: чи є зв’язок?

Як відомо, кальцій бере участь у низці життєво важливих функцій. Хоча більшість досліджень добавок кальцію фокусувалися переважно на стані кісткової тканини та профілактиці остеопорозу, сприятливий вплив цього мінералу є значно ширшим і включає протидію артеріальній гіпертензії (передусім у осіб молодого віку, вагітних та потомства матерів, які приймали достатню кількість кальцію під час вагітності), профілактику колоректальних аденом, зниження вмісту холестерину тощо (Cormick G., Belizan J.M., 2019)....

23.04.2024 Ревматологія Терапія та сімейна медицина Погляди на терапію глюкокортикоїдами в ревматології: епоха конвергенції

Після десятиліть, а часом і запеклих суперечок про переваги та недоліки застосування глюкокортикоїдів (ГК) досягнута певна конвергенція. Сучасні рекомендації лікування таких захворювань, як ревматоїдний артрит (РА), ревматична поліміалгія (РПМ) та васкуліт великих судин відображають поточний стан консенсусу терапії ГК. Однак залишаються відкритими питання щодо можливості тривалого лікування дуже низькими дозами ГК у пацієнтів із РА, а також успішності пошуку інноваційних ГК (лігандів ГК-рецепторів) із покращеним співвідношенням користь/ризик....

23.04.2024 Алергія та імунологія Терапія та сімейна медицина Інгібітори лейкотрієнових рецепторів у лікуванні бронхіальної астми та інших алергічних захворювань

Серед препаратів, які мають велику доказову базу щодо лікування пацієнтів із захворюваннями дихальних шляхів з алергічним компонентом, особливий інтерес становлять антагоністи лейкотрієнових рецепторів (АЛТР). Ці препарати мають хорошу переносимість у дорослих та дітей, а також, на відміну від інгаляційних кортикостероїдів (ІКС), характеризуються високим комплаєнсом, тому посідають чільне місце в лікуванні пацієнтів із респіраторною патологією. У лютому відбувся міждисциплінарний конгрес із міжнародною участю «Життя без алергії International» за участю провідних вітчизняних міжнародних експертів. Слово мав президент Асоціації алергологів України, професор кафедри фтизіатрії та пульмонології Національного університету охорони здоров’я України ім. П.Л. Шупика (м. Київ), доктор медичних наук Сергій Вікторович Зайков із доповіддю «Місце АЛТР у лікуванні пацієнтів із респіраторною патологією». ...