Практические аспекты контрацепции

27.03.2015

  тематический номер: ЭНДОКРИНОЛОГИЯ

Среди многочисленных способов контрацепции самым современным и надежным является гормональная контрацепция (ГК). Следует заметить, что ГК – не только очень удобный, эффективный и безопасный метод обратимого предупреждения беременности. Появление ГК существенно продвинуло эмансипацию женщин, получивших возможность вести безопасную в плане беременности сексуальную жизнь без обсуждения этого вопроса с партнером. Вместе с тем, отдавая должное социальной значимости ГК, в том числе для контроля рождаемости, нужно признать, что мнения о ее влиянии на здоровье женщины не однозначны. Бесспорно, что на фоне ГК менструальный цикл становится более регулярным и даже управляемым, уменьшаются менструальные кровопотери, устраняются предменструальный синдром и дисменорея. Приводятся данные, что ГК снижает частоту воспалительных заболеваний органов таза (ВЗОТ) и мастопатии, уменьшает риск остеопороза, ретенционных кист яичников, рака яичников, шейки матки, эндометрия и молочных желез, облегчает течение угревой сыпи, эндометриоза, тромбоцитопенической пурпуры и ревматоидного артрита [3, 4, 6, 7, 8]. Однако есть и противоположные утверждения, что ГК способствует развитию рака молочных желез, эндометрия и яичников, а также способна индуцировать холестатический гепатит 
и венозный тромбоз [1, 2, 5, 9, 10, 11, 12].

Недостаточная ясность по вопросу последствий длительной ГК, особенно риска онкологических и сосудистых осложнений (табл. 1), – причина того, что российские врачи и пациентки в основном относятся к ней настороженно.

Методы контрацепции
Известно семь групп современных методов и средств контрацепции (табл. 2). Самым естественным методом контрацепции является грудное вскармливание младенца. Физиологическая аменорея и бесплодие лактационного периода обусловлены анатомо-морфологическими изменениями матки, эндометрия и аденогипофиза, а также рефлекторным торможением секреции гипоталамо-гипофизарно-яичниковых гормонов в ответ на кормление грудью, т. е. на частое раздражение сосков и околососковых областей молочных желез. К сожалению, продолжительность лактационного бесплодия непредсказуема. Большие индивидуальные вариации зависят от возраста, конституции и акушерского анамнеза матери, социальных условий и этнических особенностей, в частности, традиций вскармливания младенца. Считается, что если мать кормит младенца грудью без дополнительного прикармливания, то лактационное бесплодие длится примерно 6 месяцев. Однако у 40-60% кормящих матерей к этому сроку (а нередко и раньше) восстанавливается овуляция, причем часто до появления первой послеродовой менструации. Этим объясняется высокий процент неудач при лактационной контрацепции.
Абстинентный метод естественной контрацепции, как и лактационный, абсолютно безвреден, экономичен и безупречен с точки зрения христианской и других религий, но еще менее надежен. Суть метода – периодическое воздержание от половой жизни в пре- и периовуляторные дни менструального цикла, которые составляют середину менструального цикла. Теоретически, с учетом жизнеспособности яйцеклетки и сперматозоидов для успешной «календарной» контрацепции требуется половое воздержание в течение 2-3 дней. Однако точно рассчитать день овуляции практически невозможно, поскольку ее наступление сильно варьируется даже при стабильном цикле. К тому же жизнеспособность сперматозоидов в половых путях женщины может достигать 8 дней. В итоге в зависимости от длительности менструального цикла число «абстинентных» дней возрастает до 7 и даже 14, при этом показатель неудач достигает 50%.
Постоянный контроль изменения количества и консистенции цервикальной слизи – более надежный способ определения овуляции. Примерно за 4-5 дней до овуляции начинаются «влажные дни» – увеличивается секрет вульвы и количество цервикальной слизи. В течение 3-5 дней непосредственно перед овуляцией, во время и после нее цервикальная слизь обильная, скользкая, прозрачная и тягучая, напоминающая сырой яичный белок. Это наиболее опасный, вернее, самый оптимальный период для зачатия. По окончании фертильного периода цервикальная слизь опять становится скудной, мутной и клейкой или исчезает совсем. Этот метод установления овуляции точнее календарного, но требует навыка и определенного психологического склада.
Расчет овуляции по графику базальной температуры наиболее трудоемкий. Ежедневно после ночного сна и до вставания с постели нужно измерять температуру в полости рта или во влагалище, или в прямой кишке. У большинства женщин в первой половине менструального цикла, т. е. до овуляции базальная температура на 0,2-0,5°С ниже, чем в лютеиновой фазе цикла. Повышение температуры происходит примерно через сутки после овуляции и сохраняется до менструации.
Расчет дня овуляции облегчает так называемый индикатор фертильности – наручный электронный браслет, сочетающий календарный и температурный методы. К сожалению, у 10-15% женщин в лютеиновой фазе нет повышения температуры.
Многие женщины физически ощущают разрыв зрелого фолликула, испытывая в момент овуляции умеренную, иногда сильную боль внизу живота. Фиксацию этих ощущений вместе с контролем изменений цервикальной слизи и базальной температуры называют симптотермальным методом Беллинга.
В целом естественная контрацепция сопряжена с рядом неудобств, в частности строго регламентирует сексуальную жизнь, неэффективна при нестабильном менструальном цикле, а главное, недостаточно надежна.
Прерванный коитус в сочетании со спринцеванием влагалища или без него по эффективности немного превосходит естественную контрацепцию, однако процент неудач все же слишком велик. К тому же прерванный акт не дает полного удовлетворения, а это чревато снижением либидо и даже развитием фрустрации, причем у обоих партнеров.
Вопреки распространенному мнению надежность барьерных методов контрацепции низкая, но они выгодно отличаются от естественной контрацепции простотой и доступностью. Противопоказания связаны с редкими случаями аллергии на латекс, резину и спермициды либо с психологической неспособностью осуществлять несложные манипуляции с половыми органами. Главное достоинство барьерных методов (особенно презервативов) в том, что они эффективно предупреждают ВИЧ-инфекцию и заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП).
Механизм действия и степень надежности внутриматочных средств контрацепции (ВМС) зависят от типа устройства (нейтральные, медьсодержащие и прогестинвыделяющие), но различия не велики. Введение ВМС не позже 5 суток после незащищенного полового акта – эффективный способ посткоитальной контрацепции. Одним из показаний для ВМС является предупреждение или устранение рубцов и синехий полости матки после родов, абортов и выкидышей. Плохую переносимость ВМС – в виде нарушения менструального цикла (обильные, нерегулярные менструации и межменструальные кровотечения) и дисменореи – отмечают примерно в 15% случаев. В 10% происходит самопроизвольная экспульсия ВМС. Возможно обострение хронических ВЗОТ, при наличии которых до введения ВМС проводят лечение.

Гормональная контрацепция и ее особенности
Гормональная контрацепция – самый современный метод обратимого предупреждения беременности. Классификация препаратов для ГК и сопоставительный анализ их эффективности по сравнению с другими методами контрацепции приведены в таблице 2. Выделяют два типа препаратов для ГК: комбинированные оральные контрацептивы (КОК) и чисто прогестиновые контрацептивы (ЧПК). Каждый из вариантов представлен 4 группами средств, которые различаются по фармакологии, побочным эффектам, другим характеристикам, включая надежность контрацепции (табл. 1, 2).
Оценка приемлемости ГК и выбор препарата – трудные и ответственные задачи. Если речь идет о КОК или ЧПК, то необходимо изучить психосоциальные особенности личности пациентки, имея в виду наличие субъективных и объективных предпосылок для точного соблюдения правил применения препарата, прежде всего – режима приема. При использовании КОК и ЧПК требуется определенная собранность, ответственность и самодисциплина, стабильный и физиологический по времени суток трудовой режим, рациональный уклад и нормальные условия быта. При отсутствии таких предпосылок назначение КОК и большинства ЧПК нецелесообразно и даже опасно.
Второй шаг при планировании ГК – исследование семейного и личного анамнезов пациентки, а также антропометрических, гинекологических и медицинских параметров и характеристик (табл. 3). Здесь важно учесть особенности взаимодействия препаратов для ГК с другими лекарственными средствами и алкоголем (табл. 4). Анализ всех этих данных позволяет прогнозировать возможные негативные последствия и осложнения ГК и предупредить их развитие.
Третье непременное условие при назначении ГК – строгое соблюдение принципов «good clinical practice», что предусматривает не только максимально полную оценку возможных рисков ГК для конкретной пациентки, но и ее обязательное информированное согласие на использование конкретного препарата.
В целом препараты КОК более физиологичны, поскольку содержат оба главных женских половых гормона – эстроген и гестаген. Имитируя естественный ритм секреции этих гормонов яичниками, КОК подавляют выработку гонадолиберина в гипоталамусе и гонадотропных гормонов в гипофизе. Торможение гипоталамо-гипофизарного механизма, стимулирующего созревание яйцеклеток в яичниках, заставляет яичники персистировать в холостом режиме, ввиду того что их гормоносекретирующая и гаметопродуцирующая функции временно выключаются. Эти функции полностью восстанавливаются в течение года после отмены препарата. Однако нельзя не заметить, что примерно в 1% случаев после ГК наступает необратимое бесплодие [2, 11].
Особую группу КОК составляют препараты, в которых гестагенный компонент представлен веществами, обладающими не только прогестиновой, но и антиандрогенной активностью. Эти контрацептивы не только лишены побочных эффектов КОК, которые связаны с гестагенным компонентом, но и эффективно устраняют гирсутизм, угревую сыпь и себорею.
По сравнению с КОК чисто прогестиновые контрацептивы имеют как преимущества, так и недостатки. Главное преимущество – отсутствие тромбогенного действия и протекторный эффект в отношении мастопатии и рака эндометрия. Однако и гестагены, следовательно, и ЧПК не лишены побочных эффектов, хотя их перечень несколько короче, чем у эстрогенов, точнее у КОК.

Выбор метода контрацепции
В соответствии с главным принципом медицины – «не навреди» – при выборе метода контрацепции надо, прежде всего, предусмотреть безопасность пациентки. Для этого Комитетом ВОЗ по планированию семьи и контрацепции разработан «рейтинг приемлемости контрацепции» [2, 11]. С его помощью врач ранжирует избранный метод или средство контрацепции по классам безопасности (К1-4), сопоставляя риск для здоровья конкретной женщины, связанный с проведением контрацепции, с теми преимуществами и позитивными последствиями, которые обеспечивает данный метод контрацепции данной женщине. Рейтинг приемлемости контрацепции:
1-й класс безопасности (К1). Контрацептивный метод не имеет ограничений по использованию (может назначаться всем женщинам при любых обстоятельствах).
2-й класс безопасности (К2). У конкретной женщины преимущества использования данного метода контрацепции перевешивают теоретический и реальный риск. Применение метода допустимо.
3-й класс безопасности (К3). По состоянию женщины использование данного метода контрацепции связано с таким теоретическим или реальным риском побочных эффектов, который превышает получаемые выгоды. Тем не менее применение метода допустимо, но лишь у тех пациенток, для которых все другие методы не доступны или абсолютно не приемлемы.
4-й класс безопасности (К4). Состояния, при которых данный метод контрацепции представляет недопустимый риск для здоровья конкретной женщины. Этот метод ей противопоказан.
Выбор метода контрацепции начинают с опроса и физикального, в том числе гинекологического, обследования. Чтобы ускорить процедуру выбора и не упустить существенные факты и обстоятельства, рекомендуется анкета (табл. 3), которую частично заполняет сама пациентка. Алгоритм выбора метода контрацепции представлен в таблице 5.
В заключение вновь подчеркиваем, что выбор метода контрацепции нельзя проводить с позиций патернализма. Этот выбор должен быть результатом информированного согласия между врачом и пациенткой. Врач на основе данных анкетирования и специального обследования, а также с учетом пожеланий пациентки дает квалифицированную рекомендацию. Однако право окончательного выбора надо предоставить пациентке.

Литература
1. Акушерство и гинекология / Ред. Г.М. Савельева, Л.Г. Сичинава // ГЭОТАР. – М.: Медицина,1997. – 719 с.
2. Блюменталь П., Макинтош Н. Краткое руководство по репродуктивному здоровью и контрацепции (пер. с англ.) // Ihpieco. – Baltimore, 1995. – 342 с.
3. Карр Б.Р., Вилсон Дж.Д. Болезни яичников и других органов женской репродуктивной системы // Внутренние болезни (пер. с англ.) / Ред. Е. Браунвальд и др. – М., 1997. – Т. 9. – С. 270-306.
4. Манухин И.Б., Тумилович Л.Г., Геворкян М.А. Клинические лекции по гинекологической эндокринологии // Мед. информ. агентство. – М., 2003. – 247 с.
5. Маслова Н.П., Баранова Е.И. Гипертоническая болезнь у женщин // СПбГМУ. – СПб., 2000. – 214 с.
6. Репродуктивная эндокринология (уч. пособие). Составители В.С. Лукьянчиков и соавт. // МОНИКИ. – М., 1996. – 31 с.
7. Руководство по эндокринной гинекологии / Ред. Е.М. Вихляева. – М.,1997. – 768 с.
8. Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология. Руководство для врачей. СПб.: Сотис, 1995. – 591 с.
9. Терапия (пер. с англ.) / Ред. А.Г. Чучалин // ГЭОТАР. – М., 1996. – 1024 с.
10. Урманчеева А.Ф., Бернштейн Л.М., Бурнина М.М. Онкологические вопросы эстрогенной заместительной гормонотерапии // МИК. – М., 2001. – 21 с.
11. Хотчел Р.А., Ковал Д., Гест Ф. и др. Руководство по контрацепции (пер. с англ.) // Bridg. Gap Communic. Inc., Decatur. – Georgia, 1994. – 504 c.
12. Wooster R., Weber B. Brest and ovarian Cancer // New Engl. J. Med. – 2003. – Vol. 348. – № 23. – 
Р. 2339-2347.

Русский медицинский журнал, т. 13, № 28, 2005.

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ

26.04.2024 Психіатрія Лікування пацієнтів із негативними симптомами шизофренії: персоніфіковані підходи

Негативні симптоми (порушення мотивації, соціальна замкнутість, порушення емоційної сфери тощо) є основною особливістю шизофренії – ​хронічного психічного розладу, поширеність якого у світі становить близько 1%. Зазначені симптоми суттєво погіршують якість життя та знижують працездатність таких пацієнтів. Вкрай важливим є своєчасне діагностування шизофренії та її ефективне лікування, основні аспекти якого висвітлила у своїй доповіді завідувачка відділу пограничної психіатрії ДУ «Інститут неврології, психіатрії та наркології НАМН України», д.мед.н., професорка Наталія Олександрівна Марута....

23.04.2024 Кардіологія Ревматологія Терапія та сімейна медицина Застосування препаратів кальцію і кальцифікація судин: чи є зв’язок?

Як відомо, кальцій бере участь у низці життєво важливих функцій. Хоча більшість досліджень добавок кальцію фокусувалися переважно на стані кісткової тканини та профілактиці остеопорозу, сприятливий вплив цього мінералу є значно ширшим і включає протидію артеріальній гіпертензії (передусім у осіб молодого віку, вагітних та потомства матерів, які приймали достатню кількість кальцію під час вагітності), профілактику колоректальних аденом, зниження вмісту холестерину тощо (Cormick G., Belizan J.M., 2019)....

23.04.2024 Ревматологія Терапія та сімейна медицина Погляди на терапію глюкокортикоїдами в ревматології: епоха конвергенції

Після десятиліть, а часом і запеклих суперечок про переваги та недоліки застосування глюкокортикоїдів (ГК) досягнута певна конвергенція. Сучасні рекомендації лікування таких захворювань, як ревматоїдний артрит (РА), ревматична поліміалгія (РПМ) та васкуліт великих судин відображають поточний стан консенсусу терапії ГК. Однак залишаються відкритими питання щодо можливості тривалого лікування дуже низькими дозами ГК у пацієнтів із РА, а також успішності пошуку інноваційних ГК (лігандів ГК-рецепторів) із покращеним співвідношенням користь/ризик....

23.04.2024 Алергія та імунологія Терапія та сімейна медицина Інгібітори лейкотрієнових рецепторів у лікуванні бронхіальної астми та інших алергічних захворювань

Серед препаратів, які мають велику доказову базу щодо лікування пацієнтів із захворюваннями дихальних шляхів з алергічним компонентом, особливий інтерес становлять антагоністи лейкотрієнових рецепторів (АЛТР). Ці препарати мають хорошу переносимість у дорослих та дітей, а також, на відміну від інгаляційних кортикостероїдів (ІКС), характеризуються високим комплаєнсом, тому посідають чільне місце в лікуванні пацієнтів із респіраторною патологією. У лютому відбувся міждисциплінарний конгрес із міжнародною участю «Життя без алергії International» за участю провідних вітчизняних міжнародних експертів. Слово мав президент Асоціації алергологів України, професор кафедри фтизіатрії та пульмонології Національного університету охорони здоров’я України ім. П.Л. Шупика (м. Київ), доктор медичних наук Сергій Вікторович Зайков із доповіддю «Місце АЛТР у лікуванні пацієнтів із респіраторною патологією». ...