Комплексная терапия больных офтальмогерпесом

27.03.2015

Герпетическая инфекция, обусловленная вирусом простого герпеса (HSV) первого и второго типов, является одним из самых распространенных вирусных заболеваний человека. Считается, что около 90% населения Земли инфицированы одним или несколькими сероварами вирусов герпеса, рецидивирующими формами болезни страдают от 2 до 12% населения. По числу госпитализированных в стационары различного профиля герпетическая инфекция уступает только гриппу и другим ОРВИ, вместе взятым [3].

Особенно тяжело герпетическая инфекция протекает у больных с иммунодефицитами, вызывая тяжелые осложнения и генерализацию патологического процесса. При герпесе, как и при других хронических заболеваниях с персистенцией вируса, развиваются иммунодефицитные состояния, обусловленные недостаточностью различных звеньев иммунной системы и ее неспособностью элиминировать вирус из организма [4]. Сохраняющиеся в течение всей жизни вируснейтрализующие антитела, хотя в большинстве случаев и препятствуют распространению инфекции, но не предупреждают возникновение рецидивов.

Вирус простого герпеса обладает уникальным пантропизмом. Известна высокая тропность HSV к тканям эктодермального происхождения и, как следствие, наиболее часто встречаются поражения кожи, слизистых оболочек, центральной и периферической нервной системы. В то же время при герпетической инфекции достаточно часто поражаются жизненно важные висцеральные органы, клетки иммунной системы, что приводит к развитию вторичного иммунодефицита с последующим формированием рецидивирующих и генерализованных форм. HSV способен длительное время персистировать без клинических проявлений, однако под воздействием неблагоприятных факторов начинает активно размножаться, появляются различные клинические проявления [1, 3].

Существует мнение, что длительная персистенция HSV в нервных ганглиях, слезных и слюнных железах, конъюнктиве приводит к инфицированию роговицы и прилегающих участков кожи. Офтальмогерпес в последние годы регистрируется значительно чаще, чем прежде, и отличается тяжелым течением. На сегодняшний день 60-65% патологии роговицы связано с вирусом простого герпеса.

Достаточно часто поражение глаз обусловлено еще одним, повсеместно распространенным в человеческой популяции представителем семейства Herpesviridae — цитомегаловирусом (СMV). Говоря об общих закономерностях заболеваний, вызываемых представителями семейства герпесвирусов, необходимо отметить снижение продукции интерферона — важнейшего фактора неспецифической противовирусной резистентности. Интерфероны представляют собой гликопротеиновые цитокины, обладающие противовирусными, иммуномодулирующими, антипролиферативными свойствами. Для интерферона I типа (α, β) характерно преимущественно противовирусное действие, II тип интерферона (γ) обладает универсальными иммуномодулирующими свойствами (табл.) [5].

С учетом особенностей патогенеза герпетической инфекции, чрезвычайно разнообразного спектра клинических проявлений лечение больных с хронической рецидивирующей формой генерализованной инфекции (в том числе и поражение глаза) представляет серьезные трудности. Общие принципы терапии и собственный клинический опыт предопределяют комплексный подход к лечению герпетической инфекции, используя противовирусные препараты, иммуномодулирующие средства, активную специфическую иммуностимуляцию [1, 2].

Объект и методы исследования

Нами обследовано 48 больных с офтальмогерпесом в возрасте от 16 до 51 года, из них 19 (39,6%) женщин и 29 (60,4%) мужчин. У 12 (25,0%) больных диагностирован кератоконъюнктивит, у 10 (20,8%) — конъюнктивит. Кератоиридоциклит и хориоретинит диагностирован у 8 (16,6%) больных. Блефароконъюнктивит и кератит наблюдались с одинаковой частотой (рис. 1). У большинства больных выявлялось двухстороннее поражение глаз.

Клинико-анамнестические данные свидетельствовали о том, что пусковым моментом поражения глаз были инфекционные факторы — острое начало, явления интоксикации, сезонность. Длительность заболевания составляла от 2-3 месяцев до 5-8 лет. Диагнозы герпетической и цитомегаловирусной инфекции подтверждались обнаружением специфических антител с помощью ИФА-диагностики, а также вирусной ДНК в полимеразной цепной реакции (ПЦР). HSV-инфекция (1, 2 тип) диагностирована у 43 (89,6%) больных, CMV-инфекция — у 5 (10,4%) пациентов.

Всем больным при поступлении в стационар и по окончанию лечения проводили комплексное клинико-лабораторное и инструментальное обследование.

Больные получали комплексную терапию, включающую противовирусные препараты (ацикловир в/в с последующим переходом на таблетированные препараты), интерфероностимулирующую терапию (Амиксин прерывистыми курсами до полугода и дольше).

30 больным с диагнозом офтальмогерпес назначали местно человеческий рекомбинантный интерферон альфа-2β (Окоферон), обладающий как противовирусной, так иммуномодулирующей активностью. Несомненным преимуществом Окоферона является воздействие на вирус непосредственно в очаге инфекционного процесса. Необходимо отметить, что используемый консервант — раствор нипагина — также обладает противовирусными свойствами. Приготовленные капли сохраняют стерильность и осмолярность в течение 14 суток. Окоферон назначали двумя курсами по 7-10 дней (с недельным перерывом между циклами) по 1-2 капли в конъюнктивальный мешок каждые 2 часа.

Результаты исследования

Применение Окоферона в комплексной терапии офтальмогерпеса оказывало положительный эффект, который выражался в более быстром купировании болевых ощущений, уменьшении гиперемии и отека, в последующем — в восстановлении или улучшении качества зрения, нормализации самочувствия и общего состояния.

Из приведенных данных (рис. 2) видно, что после первого курса комплексной терапии с использованием Окоферона удалось купировать основные клинические признаки заболевания — болевые ощущения и чувство жжения, слезотечение, гиперемию, отечность конъюнктивы век и кожных складок.

У подавляющего большинства больных восстанавливалась острота зрения. Таким образом, совершенно очевидно положительное влияние Окоферона на патологические процессы. В качестве критерия санации использовали инверсию ДНК вируса в полимеразной цепной реакции. После лечения Окофероном негативный тест ПЦР наблюдали у 28 больных, в то время как в контрольной группе подобный результат — у 15 больных. У 2 (6,5%) больных с офтальмогерпесом в ближайшем после лечения периоде развились однократные эпизоды обострений с незначительной клинической симптоматикой. Наблюдение за больными в течение 6 месяцев показало, что только в одном (3%) случае возникла необходимость назначения второго курса комбинированной терапии в связи со стойкими рецидивами. Эффективность проводимого лечения в значительной мере зависела от сроков проведения комбинированной терапии, предиктором положительного результата является наиболее раннее (от начала заболевания) ее назначение.

По оценкам пациентов и исследователя, переносимость препарата была хорошей у 93,4% больных, у 6,6% — удовлетворительной; 2 больных после закапывания Окоферона отмечали неприятные кратковременные ощущения и чувство дискомфорта.

Выводы

Комбинированная терапия офтальмогерпеса включала назначение противовирусной терапии: ацикловир + индуктор эндогенного интерферона (Амиксин) + интерферон альфа-2β (Окоферон). Показания для проведения комбинированной терапии: хроническая и острая HSV 1/2-инфекция, CMV-инфекция, протекающая с поражением глаз и/или в генерализованной форме.

У большинства больных комбинированная терапия приводила к положительному ближайшему клиническому эффекту и к достаточно стойкой ДНК-негативации HSV (CMV) в крови.

Предложенная и апробированная схема терапии офтальмогерпеса обеспечивает стойкую клиническую и вирусологическую ремиссию в течение 4-6 месяцев (срок наблюдения).

Дальнейшие катамнестические наблюдения продолжаются.

Литература

  1. Исаков В. А., Ермоленко Д. К., Черных М. Д. Терапия герпетической инфекции. СПб., 1993, 40 с.
  2. Марков И. С. Диагностика и лечение герпетических инфекций и токсоплазмоза. К, 2002, 190 с.
  3. Панченко Л. А., Кириченко И. И., Ходак Л. А. Возбудители герпесвирусных инфекций и наиболее важные клинические проявления у человека // Провизор, 1999, №3, с. 28-30.
  4. Прозоровский С. В., Тартаковский И. С. Возбудители оппортунистических инфекций — роль в инфекционной патологии человека и методы лабораторной диагностики // Клиническая лабораторная диагностика, 1998, № 2, с. 24-33.
  5. Klishe S., Kremner E., Hammer S., et al. Persistante infection EB-positive B lymphocytes by Human Herpesvirus 8 // J. Virology. — 1998.- N10. — P.8143-8146.

Ссылки по теме:

СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ

03.05.2024 Терапія та сімейна медицина Вітчизняні поліпіл-препарати: ефективне, зручне та доступне лікування для українських пацієнтів

Поліпіл (polypill) – ​фіксована комбінація декількох препаратів в одній капсулі, що має вирішити одразу декілька терапевтичних завдань і водночас спростити режим прийому ліків. Найчастіше поліпіли використовують для лікування та профілактики серцево-судинних захворювань, при цьому вони спрямовані на такі ключові модифіковані фактори ризику, як артеріальна гіпертензія, гіперліпідемія та посилена агрегація тромбоцитів. Нині терапевтичні стратегії на основі фіксованих комбінацій препаратів є надзвичайно актуальними, оскільки, незважаючи на наявність ефективних лікарських препаратів, контроль кардіоваскулярного ризику залишається недостатнім насамперед через низьку прихильність та обмежений доступ до лікування. ...

02.05.2024 Ендокринологія Призначення та ефективність вітаміну D при ендокринних захворюваннях: автоімунна патологія щитоподібної залози (хвороба Грейвса і Хашимото), цукровий діабет та ожиріння

Нещодавні дослідження показали, що прогноз за різних поширених захворювань, ендокринних, автоімунних розладів і навіть прогресування раку пов’язані з концентрацією вітаміну D у плазмі. Завдяки експресії гена 1α-гідроксилази (CYP27B1) клітини імунної системи (В-, Т- та антигенпрезентувальні клітини) здатні продукувати активний метаболіт кальциферол – речовину з імуномодулювальними властивостями. Рецептори до вітаміну D (vitamin D receptor, VDR) експресують на поверхні імунних клітин. Доведено зв’язок між поліморфізмом генів VDR або CYP27B1 і патогенезом автоімунних ендокринних захворювань. Метою огляду є вивчення впливу вітаміну D, наслідків його дефіциту та корисної ролі добавок із ним при деяких ендокринних розладах, які часто спостерігають у клінічній практиці. ...

02.05.2024 Терапія та сімейна медицина Ендокринологія Сучасний стан проблеми COVID‑19 у світі і в Україні

Збудник COVID‑19, SARS-CoV‑2, з яким людство вперше стикнулося у 2019 р., поширився по всьому світу, заразивши мільйони людей. Сьогодні, через тягар війни та економічної нестабільності, тема COVID‑19 не сприймається так гостро, як ще кілька років тому, хоча насправді вона не втратила своєї актуальності. Саме сучасному стану проблеми COVID‑19 у світі та в Україні була присвячена доповідь директора ДУ «Інститут ендокринології та обміну речовин імені В.П. Комісаренка НАМН України», академіка Національної академії медичних наук України, члена-кореспондента НАН України, віце-президента НАМН України, президента Асоціації ендокринологів України, професора Миколи Дмитровича Тронька під час першого у 2024 р. засідання науково-освітнього проєкту «Школа ендокринолога», яке відбулося 20-24 лютого. ...

02.05.2024 Ендокринологія Метформін: оновлення щодо механізмів дії та розширення потенціалу застосування

Протягом останніх 60 років метформін є найпоширенішим цукрознижувальним засобом і рекомендований як препарат першої лінії для осіб з уперше виявленим цукровим діабетом (ЦД) 2 типу. Сьогодні понад 200 млн осіб із ЦД 2 типу в усьому світі щодня застосовують метформін як монотерапію або в комбінації. Препарат усе частіше використовують для лікування гестаційного ЦД та в пацієнтів із синдромом полікістозних яєчників. ...